Parental myths about childhood fears

Girl photo created by drobotdean – www.freepik.com

Perhaps there are no people who never feel fear. But if in the animal world it is an instrument of evolution, then in people it sometimes causes not only an oppressed mental state, but also diseases such as asthma, gastropathology, disorders of the musculoskeletal system, etc. Therefore, it is very important that a person has developed self-control and he knew how to overcome his fears.

The foundations of such self-control are laid in childhood, and here a lot depends on the parents. The causes of fears in a child can be divided into three groups: intrauterine stress; stress that occurred in preschool age; stresses that happened at school age.

  1. Intrauterine stresses are: the intention of parents to have an abortion, statements and thoughts about the undesirability of pregnancy, scandals of parents during it, mental and physical trauma to the mother, complications during childbirth.
  2. To the stresses that happened at preschool age and influenced the emergence of fears in the child, experts include: scandals of parents, illness and death of loved ones, fright, horror films, physical injuries, rude "educational" means.
  3. The third group of stresses includes: the teacher's cry in the classroom, "studying" in the classroom, all kinds of threats based on poor academic performance, tense relationships with peers, some medical procedures, funeral rituals, horror films.

As you can see, parents are able to prevent the appearance of most of these causes. But if they have arisen, then the child needs help. Alas, this is sometimes prevented by parental delusions.

For example, many children are afraid to fall asleep alone in the dark. Some parents believe that it is necessary to “temperate” the character of the child, and deliberately leave him alone in the dark, “to get used to it.” There is no benefit from this. Moreover, ordinary fear turns into a neurosis.

Misconception

For some reason, it is accepted that neuroses are characteristic only of adults. However, experts note that children suffer from neuroses much more often.

Do not take children's fears as trifles. It is necessary to make it clear to the baby that you understand his fears, that there is nothing abnormal in them, that all people at this age were also afraid of the dark (or something similar).

It should be excluded from the “arsenal” of educational means “playing on fear”, that is, phrases and “educational measures” such as: “If you don’t obey, I’ll give it back to your uncle” or “If you cry, I’ll leave you here alone and leave.” They are one of the main causes of the development of resistant in a child phobia.

Parental myths about childhood fears

shutterstock.com

Parents make a mistake, considering the manifestation of children's fears as an ordinary whim and punishing the child for them. This is not only wrong, but also very dangerous. After all, fear is one of the main emotions inherent in people. There is nothing unnatural in it. If people were not afraid of anything at all, then humanity would have died out long ago. Fear warns of a possible danger, allows you to focus on its source, encourages you to look for new, less dangerous ways to achieve your goal. This shows the evolutionary significance of fear. One can also consider fear as a stage in the formation of the self-consciousness of mankind. Remember: primitive man experienced superstitious horror before the coming darkness, thunderstorm, fire. And the child in his mental development, as it were, goes through all these stages of human development.

It is important to understand that in a child who does not find understanding with his parents, very often fears become obsessive, develop into a problem that will be very difficult to deal with in the future.

Parents of children who are prone to various fears naturally believe that in no case should they be told scary tales, since this can only aggravate the situation. After all, when a child listens to a scary tale, everything evil and frightening is embodied for him in the form of a fairy tale character. A happy ending builds faith in the power of good and punishability of evil.

Having the opportunity to play scary stories in his mind, the baby becomes the master, and not a victim of fear: now he can scare himself and calm himself, each time convinced of his own courage.

Parental myths about childhood fears

Book photo created by freepik – www.freepik.com

How good is a scary story? Firstly, it gives the child the opportunity to move everything that scares him in real life, into a fairy-tale world, into a book that can always be closed. Secondly, horror stories help the child to believe in their own strength, in the ability to overcome fear and even laugh at it. This is because the reader or listener of fairy tales can determine the amount of fear that he is able to "digest" in a certain time. In addition, you can follow the development of a terrible plot in complete safety, for example, lying under a blanket on your favorite sofa. The kid can imagine the heroes of the fairy tale as terrible as he wants. In this sense, TV and film horror films are much less effective than scary books.

Parental myths about childhood fears

Kids photo created by freepik – www.freepik.com

For the effectiveness of a fairy tale as a means of overcoming fears, it is important that the main character be the same age and contemporary as the child, and that events unfold in familiar conditions. Folk tales starring Koshchei the Immortal and Baba Yaga are also useful, but in a different way. They most likely will not be able to provide psychotherapeutic assistance to the child, since these characters will seem to him more funny than really scary. But fairy tales that tell about the events of our days and contemporary heroes can cause vivid impressions in the baby. Together with them, he will survive the "terrible" adventures and emerge victorious from them.

Пожалуй, нет людей, никогда не испытывающих чувства страха. Но если в животном мире оно является инструментом эволюции, то у людей иногда становится причиной не только угнетённого психического состояния, но и некоторых болезней и устойчивых фобий …

Родительские мифы о детских страхах

Girl photo created by drobotdean - www.freepik.com

Пожалуй, нет людей, никогда не испытывающих чувства страха. Но если в животном мире оно является инструментом эволюции, то у людей иногда становится причиной не только угнетённого психического состояния, но и таких болезней, как астма, гастропатологии, нарушения опорно-двигательной системы и т. п. Поэтому очень важно, чтобы у человека был развит самоконтроль и он умел преодолевать свои страхи.

Основы такого самоконтроля закладываются в детстве, и здесь очень многое зависит от родителей. Причины возникновения страхов у ребёнка можно разделить на три группы: внутриутробные стрессы; стрессы, случившиеся в дошкольном возрасте; стрессы, случившиеся в школьном возрасте.

  1. Внутриутробными стрессами являются: намерение родителей сделать аборт, высказывания и мысли о нежелательности беременности, скандалы родителей во время неё, психические и физические травмы матери, осложнения при родах.
  2. К стрессам, случившимся в дошкольном возрасте и повлиявшим на возникновение у ребёнка страхов, специалисты относят: скандалы родителей, болезнь и смерть близких, испуг, фильмы ужасов, физические травмы, грубые «воспитательные» средства.
  3. В третью группу стрессов входят: крик учителя на уроке, «проработка» в классе, всевозможные угрозы на почве плохой успеваемости, напряжённые отношения со сверстниками, некоторые медицинские процедуры, ритуал похорон, фильмы ужасов.

Как видите, родители в силах не допустить появления большинства из этих причин. Но если уж они возникли, то ребёнку нужно помочь. Увы, этому иногда мешают родительские заблуждения.

Например, многие дети боятся засыпать одни в темноте. Некоторые же родители считают, что нужно «закалять» характер ребёнка, и намеренно оставляют его одного в темноте, «чтобы привыкал». Пользы от этого никакой. Более того, обычный страх превращается уже в невроз.

Заблуждение

Почему-то принято, что неврозы свойственны лишь взрослым. Однако специалисты отмечают, что дети страдают неврозами гораздо чаще.

Не стоит воспринимать детские страхи как пустяки. Необходимо дать понять малышу, что вы понимаете его страхи, что в них нет ничего ненормального, что все люди в этом возрасте тоже боялись темноты (или чего-либо подобного).

Следует исключить из «арсенала» воспитательных средств «игру на страхе», т. е. фразы и «воспитательные меры» типа: «Не будешь слушаться, отдам дяде» или «Будешь плакать, оставлю тебя здесь одного и уйду». Они являются одними из основных причин возникновения у ребёнка устойчивых фобий.

Родительские мифы о детских страхах

shutterstock.com

Делают ошибку родители, считающие проявление детских страхов обычным капризом и наказывающие за них ребёнка. Это не только неправильно, но и очень опасно. Ведь страх – одна из основных эмоции, свойственных людям. В нём нет ничего противоестественного. Если бы люди совсем ничего не боялись, то человечество давно бы вымерло. Страх предупреждает о возможной опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает искать новые, менее опасные пути достижения цели. В этом проявляется эволюционное значение страха. Можно рассматривать страх и как этап становления самосознания человечества. Вспомните: первобытный человек испытывал суеверный ужас перед наступающей темнотой, грозой, огнём. И ребёнок в своём психическом развитии как бы проходит все эти этапы развития человечества.

Важно понимать, что у ребёнка, который не находит понимания у родителей, очень часто страхи становятся навязчивыми, перерастают в проблему, с которой в дальнейшем бороться будет очень сложно.

Родители детей, подверженных различным страхам, естественно, полагают, что рассказывать им страшные сказки ни в коем случае нельзя, так как это может только усугубить ситуацию. Ведь когда ребёнок слушает страшную сказку, всё злое и пугающее воплощается для него в образе сказочного персонажа. Счастливый конец формирует веру в силу добра и наказуемость зла.

Получая возможность проигрывать страшные сюжеты в своём сознании, малыш становится хозяином, а не жертвой чувства страха: теперь он может сам пугать и сам успокаивать себя, каждый раз убеждаясь в собственной смелости.

Родительские мифы о детских страхах

Book photo created by freepik - www.freepik.com

Чем хороша страшная сказка? Во-первых, она даёт возможность ребёнку переселить всё, что его пугает в реальной жизни, в сказочный мир, в книжку, которую всегда можно закрыть. Во-вторых, страшилки помогают ребёнку поверить в свои силы, в способность победить страх и даже посмеяться над ним. Это происходит потому, что читатель или слушатель сказок может сам определять количество страха, которое он способен «переварить» за определённое время. К тому же следить за развитием страшного сюжета можно в полной безопасности, например, лёжа под одеялом на любимом диване. Героев сказки малыш может представить настолько ужасными, насколько захочет сам. В этом смысле теле- и киноужастики гораздо менее эффективны, чем страшные книжки.

Родительские мифы о детских страхах

Kids photo created by freepik - www.freepik.com

Для эффективности сказки как средства преодоления страхов важно, чтобы главный герой был ровесником и современником ребёнка, а события разворачивались в знакомых ему условиях. Народные сказки с Кощеем Бессмертным и Бабой-Ягой в главных ролях также полезны, но по-другому. Оказать психотерапевтическую помощь ребёнку они, скорее всего, не смогут, поскольку эти персонажи покажутся ему в большей степени забавными, чем по-настоящему страшными. А вот сказки, повествующие о событиях наших дней и героях-современниках, могут вызвать у малыша яркие впечатления. Вместе с ними он переживёт «ужасные» приключения и выйдет из них победителем.

1.

Откройте сайт FactUm-Info в одном из браузеров:

Google Chrome

Яндекс.Браузер

Opera

2.

Нажмите меню браузера

3.

Выберите пункт «Добавить на главный экран»

1.

Откройте сайт FactUm-Info в браузере Safari

2.

Нажмите значок «Отправить»

3.

Выберите пункт «На экран Домой»